ДПЛА многоцелевого назначении
Разработка ДПЛА для использования в народном хозяйстве страны до середины 1980-х годов велась практически только силами студенческих конструкторских бюро. Самолетостроительные, "ракетные" конструкторские бюро и научно-исследовательские институты подключились к созданию многоцелевых ДПЛА с началом широких работ в рамках конверсионной программы преобразования промышленности страны.
Московское машиностроительное КБ "Радуга" с начала 1990-х годов ведетработы и предлагаетсвои услуги по созданию БЛА для народного хозяйства с дальностью полета до 600 км и полезной нагрузкой до 70 кг. МКБ "Радуга" разработан и впервые представлен на выставке "Конверсия — 91" патрульный БЛА, рассчитанный на выполнение до 10 полетов. Двухдвигательный аппарат для уменьшения габаритов при транспортировке оснащен складным несущим крылом. По мнению разработчиков БЛА позволит при скорости полета 220-320 км/ч с любых высот до 3000 м производить радиационный и химический контроль состава атмосферы; обнаруживать пожары и вести наб
людение за динамикой их развития; вести аэрофотосъемку, разведку ледовых полей и ‘осуществлять линейное патрулирование магистральных трубопроводов, линий электропередач, железных и шоссейных дорог, каналов и рек; производить контроль наземных датчиков (датчики катодной защиты трубопроводов, аварийно-спасательные маяки, автоматические станции)…
Высокоавтоматизированный мобильный комплекс обеспечивает минимальное воздействие на окружающую среду и может быть смонтирован на шасси автомобилей повышенной проходимости. При необходимости комплекс может быть переброшен к месту дислокации по автомобильным, железным дорогам или авиатранспортом.
При сравнительно низкой стоимости эксплуатации комплекс позволяет расширить временные и погодные рамки использования по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами аналогичного назначения.
В 1991 году появилась газетная публикация о разработке в НПО машиностроения в рамках конверсионных программ беспилотного дис-
Патрулъный
БЛА,
разработанный
МКБ "Радуга"
(слева)
танционно-управляемого летательного аппарата с вертикальным взлетом (конвертоплан), который Ъюжет быть использован для химической обработки сельскохозяйственных посевов. Судя по газетному снимку аппарат имеет воздушные винты диаметром около 4 м, что говорит о его большой для ДПЛА взлетной массе.
Используя научно-технический задел по крылатым ракетам НПО машиностроения разработало серию малогабаритных ДПЛА с поршневыми и реактивными двигателями. Для комплекса системы подорбитального мониторинга земли в НПО разрабатывается перспективный ДПЛА "Сорока", выполненный по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом. В носовой части размещен двухтактный карбюраторный двигатель мощностью 33 л. с. с двухлопастным тянущим винтом. Полеты могут производиться в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, во всех климатических зонах под нижней кромкой облаков32. Аппарат может стартовать из контейнера при помощи пороховых ускорителей или по самолетному на колесном шасси с ВПП. Посадка предполагается на парашютной системе или по самолетному на ВПП. Радиус действия комплекса — до 200 километров. В качестве специального оборудования в комплексе предполагается использовать телевизионную, тепловизионную, радиолокационную и аэрофотоапаратуру, размещаемую в стабилизированной турели на борту БЛА. Максимальная продолжительность полета — 8 часов, ресурс БЛА — не менее 10 применений. БЛА "Сорока" кроме разведывательных функций (см. стр. 54) может быть использован для решения типовых задач в интересах патрулирования, рыборазведки,
океанологии, поиска, экологического мониторинга и т. п41-15". Указанные задачи решаются в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях под нижней кромкой облачности во всех климатических зонах. Оснастив "Сороку" георадаром, магнит омег — рами и ■ равиметрамн, разработанными в подмосковном Троицке в отделении ЭПОС ИЗМИРАН. можно обеспечить комплексное картографирование поверхности Земли совместно с радиолокаторами космической станции "А імаз" и производить измерения градиентов магнитного и гравитационного полей. Кроме ДПЛА в состав мобильного автономного комплекса входят три автомобиля типа КамАЗ-4310: транспортно-пусковая установка с четырьмя пусковыми контейнерами с ДПЛА, наземная станция управления ДПЛА с аппаратурой управления, связи и обработки информации, передвижная сіаншія технического и сервисною обслуживания всего комплекса.
Сіартовая масса ДПЛА "Сорока" с двій ателсм ДВС мощностью 33 л. с. и стартовыми РДТТ — 290 кг, начальная полетная масса — 260 кг, масса целевой нагрузки — 50 кг, комплекта бортового оборудования — 30 кг, топлива — 30 кг. Длина апарата — 4065 мм, размах крыла 6200 мм. Полет ДПЛА производится на высотах до 3500 м на скоропях 93-200 км/ч, посадка производится либо парашютно-амор і изацнонным способом. либо по самолетному.
Группа предприятий военно — промышленного комплекса (ПКЦ "Конверсия", ПВК "Авпкон", СКВ "Форсаж" н МОКБ "Горизонт”) предлагает использова іь в народном хозяйстве многоцелевой комплекс с ДПЛА-Иитожнром Чппарат может совершать полет по програм ме или по командам оператора с земли ДПЛА имеет двухлопастный несущий винт и поршневой двигатель с толкающим двухлопастным винтом в кольцевой насадке. Раскрутка несущего винта для вертикальної о старта осуществляется силовым агрегатом смон і нро — ванным на выдвижной платформе авюфургона Аппарат снабжен лыжным шасси. Продолжительность полета до 60 минут. Средства наземного обслуживания и управления размещаются на автомобиле повышенной проходимое пі ГАЗ-66. Время готовности ДПЛА к пуску, определяемое временем навески модуля с соответствующей заданию аппаратурой н предстартовой подготовкой —
20 минут. С одного шасси может быть выполнено до 5 взлетов-посадок в сутки. Расчет комплекса состоит из двух человек. Комгпекс может быть использован для наблюдения, сбора и передачи информации о состоянии окружающей среды, состояния насаждений, учета численности стад и отдельных живої пых. зколої ическо — 1 о контроля местносі и В задачи комплекса может входим, контроль за пожарной обстановкой в лесах, радиационная и химическая разведка, контроль трасс и состояния трубопроводов, поиск посадок наркотических растений40.
В ОКБ им. А. С.Яковлева педууся работы по созданию МІШН-ДПЛА с электрическим маршевым двигателем, оснащенному телевизионной камерой и аппаратурой ночного видения, а также ДПЛА массой 250-350 кгдля применения в интересах народного хозяйства27-150.
В начале 1998 года появились сообщения о начале совместной работы ОКБ им. А. С.Яковлева и израильской фирмы "В. Т. А.
Automatic Piloting Systems Ltd. "надкомплектом ДПЛА с последующим производством его в России. Российская сторона должна разработать летательный аппарат и наземные средства комплекса, израиль
ская — авионику и систему у правления. Использование аппарата в России предпотагастся в целях и интересах МВД.
ЭМЗ им. В. М.Мясищева разработан транспортируемый в контейнере (в разобранном виде) радиоуправляемый летательный аппарат "Гриф”. По представленным на меж-
дународном авиасалоне МАКС-93 данным аппарат со вз ісіноіі массой ІЗ кс об іадает эксплуатационной скоростью 80-120 км/ч, максима іьная вьісоїа и продолжительность по зета coo ївстственно 1000 м н 0.5 часа. "Гриф" может быть использован для ЗКОЛОІ ическої о моїініорнніа атмосферы и поверхности Земли, проведения кино — и видеосъемки. Многоразовый аппарат ciapryei с амортизационном катапульты посадку осуществляет на полозковое шасси, чго резко сннжастэ рсбовання при выборе посадочных площадок. Габариты
транспоріного коп сейнера составляют 600x800x1600 мм, сборка аппарата осущесзвзяется в полевых условиях. Полезная нагрузка массой до 3 кг сменная, аппаратура управления FP-6N1 К/тб channel японской фирмы "Футаба корпорэйшн".
ОКБ "Сокол" на МАКС-93 представило информацию о разрабатываемом четыре гола аппарате Н )*1 Оснащенный двумя турборе — активнымн двигателями МД-120Б. со сзарзовой массой около 800 кг НАРТ может поднять па высозу 7000 м полезную нагрузку до 105 кг. При
скорости полез а 600 км/ч БЛ А должен иметь дальность действия до 150 км1*. Аппарат предназначен для проведения МеТСОрОЛОГНЧеСКОЙ И ЗКОЛОІ іі — ческой разведки, наблюдения за дождевыми н грозовыми гучамн и для их рассеивания путем разбрасывания специальных химикатов. Для обслуживания двух стартовых катапульт и станции управления, при эксплуатации 10 БЛА НАРТ, охватывающих территорию в радиусе 100 км требуется 28 человек
На выставке МАКС-95 объявлено, что в разработке находятся понсково-днагносз нческнй комплекс возду итого базирования "Поиск" и его беспилотные лсіательпьіе аппараты безаэродромпого базирования. ОЛНОДВІИ азельнмй "Поиск-1и и двухдвигагсльиый "Поиск-2", стартующие с мобильной катапультной установки и осущссг — вляющис посадку па лнсіанннонно — управлясмом парашюте. Оба аппарата имеютобщую компоновочную схему, обеспечивающую устойчивый полет в условиях турбулентной а і мосферы и позволяющей изменять траекторию без изменения углового положення аппарата в пространстве. ДПЛА оснащаются поршневыми двигателями типа Д-150 и имею) продолжительность полета до 4 часов. При использовании в народном хозяйстве кроме традиционных фу нк — цнн и задач воздушной разведки ДПЛА могут осуществлять определение газового состава аімосферм. производить картографирование месшосги. определять степень созревания сельскохозяйст венных культур, производить обнаружение план га пни наркотических растений, достав іять срочные грузы в труднозоступиые районы. ДПЛА "Поиск-1 "вразличных вариантах комплектации оснащается видеокамерой, радиометром или ИК — датчнком; АФА или видеокамерой:
химическим газоанализатором, датчиком радиоактивности. Для ДПЛА "Понск-2" разрабатывается аппаратура в следующих вариантах комплектации: радиометр или И К-датчик; ондометрическая аппара гура гео — картографироваиия подземных природных или техногенных объектов. Разработку совместно ведутЛИИ нм. М М. Громова и НИИ проблем физического моделирования (Харьков, Украина)’7’9.
Начиная с 1988 года ленинградский ЦНИИ ‘Гранит” в рамках проведения конверсионных работ совместно с НИИ телевидения и КБ “Точмаш" провели научно-исследовательскую работу "Аргус” по определению облика перспективного ДПЛА самолетного и вертолетного типа народнохозяйственного назначения. По результатам работы были сформированы требования к бортовой аппаратуре и системе управления. Для определения местоположения аппарата предполагалось использовать спутниковую систему навигации.
В последующие годы в ЦНИИ "Гранит" под руководством А. В.Чижова была разработана система управления дистанционно-пилотируемым вертолетом "Сокол" сгазовой стабилизацией (см. стр. 57), который был испытан в полете (на привязи) в ЦАГИ
На нескольких выставках представлялась мобильная комплексная автоматизированная система (КАС) освещения наземной, надводной, радиационной и химической обстановки в районе чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, сбора и обработки информации о ней и управления действиями по преодолению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий “Бриз". Сбор информации, соїласно проектным разработкам, осуществляется в зоне с радиусом около 100 км с применением радиолокационных, телевизионных, и тспловизионпы. х источников информации и средств измерения радиационных и химических параметров окружающей среды, располагаемых па носителе КАС и на ДПЛА, входящем в состав КАС. В качестве носителя КАС "Бриз" используется модификация машины на гусеничном ходу из состава комплекса инженерных машин “Комплект". ДПЛА располагается при транспортировке на носителе КАС, с которого взлетает и управляєіся в полете.
Головным исполнителем работ по созданию КАС “Бриз" является Государственный научно-исследовательский и конструкторский И НС! итут систем контроля и управления (ГНИКИ СКУ) “Система", а основными соисполнителями: ЦНИИ “Гранит", Филиал КБ “Точного машиностроения". Всероссийский научно-исследовательский институт по делвм гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, і Радиевый институт им Хлопипа, Российский научный центр “Прикладная химия", Государственное объединение "ВНИПИЭТ”, АО “Спсцмаш". НИИ телевидения.
В июле 1987 года при Нахабинской фабрике игрушек преподавателями
МАИ был организован инженерный кооператив “Термик". Под руководством В. Е. Макеева были разработаны телеуправляемые летательные аппараты для разбрасывания капсул с насекомыми для биологической защиты рл стени и. Для проведения совместных работ с ВНИИБМЗР (биологических методов защиты растений) был построен стартующий с рук ДПЛА АМТ с размахом крыла 2,0хі (длина -1.6 м; і абарнз ы аппарат а в транспортном контейнере 1,8×0,5×0,3 м), оснащенный поршневым двигателем мощностью 1,3 л. с. При стартовой массе до 7 кг аппарат песет полезпу ю нагрузку до 3 кг (2 кг для биопрепаратов), попет произво-
дится на высотах до I500 м при скорости 50 — 120 км/ч в радиусе до 2000 м от пилота-оператора.
При оснащении аппараіа АМТ газоанализатором с споечой передачи информации по радиолинии обеспечивался часовой полет над промышленными объектами с заборами проб воздуха по трассе полета. Аппарат с блоком автоматической стабилизации параметров полета предполагалось использовать и для проведения крупномасштабной аэро
фотосъемки фотоаппаратами типа “Салют" или “Кнев-88" (12 кадров, электромеханический взвод) с высоты 100-1500 м.
Северо-Кавказский филиал Всесоюзного научно-исследовательского центра автомат изпроаапной информационно-управляє мой системы “АЙУС-Агроресурсы” для проведения (Краснодарский Кран) во второй половине 1980-х годов для сбора информации для нужд сельского хозяйства использовал как наземные
передвижные лаборатории, так и радиоуправляемые летательные аппараты.
На выставке “Средства спассння — 96" (Санкт-Петербург, 14-18мая 1996) Специальным центром МЧС России и Научно-пронзволствсиным конструкторским центром “НОВИК" (Москва) был представлен аэродинамический фоторазведчнк “ПРОНЯ” ДПЛА самолетного типа со взлетной массой 4,5 кг на дальности 5-10 км может обеспечить фотосемку местности с высоты 100-1500 метров. Продолжительность полета на скорости 70 км/ч — 45 минут.
Запускаемый с рук радиоуправляемый самолет с размахом крыла 4 м (длина фюзеляжа — около 2 м) изготовлен в начале 1990-х годов кооперативом “Воздух” (эювюройаппарат кооператива) по заказу ПО “Кнров — граднерудпроч” для проведения кру пиомасшт абпон аэрофотосъемки открытых горных работ и участков земли, получения геолого-маркшейдерской информации. Аппарат сконструирован С. Тпювым, А. Валуевым, ІО. Бойко. Спектральная фотокамера, установленная на борту аппарата, разработана сотрудником горного института Н. Фсдотовым. Предполагалось оснащение аппарата фото — и теле — камерами.
ПО “Южморгеолої ия“ (Геленджик) и каза некое К Б в 1991-1992 годах создали ДПЛА “Гром” и “Пеликан”, которые мої уі осуществлять взлет с земли и воды, находиться в воздухе до получаса. ПолетДПЛА производится на скоростях до 200 км/ч на удалении до 2 км от пилота-оператора. Аппараты используются для поисково — спасательных операций, геологической и сельскохозяйственной разведки, охраны лесов.