ДПЛА многоцелевого назначении

ДПЛА многоцелевого назначенииПодпись:ДПЛА многоцелевого назначении

ДПЛА многоцелевого назначении

Разработка ДПЛА для исполь­зования в народном хозяйстве страны до середины 1980-х годов велась практически только силами студен­ческих конструкторских бюро. Само­летостроительные, "ракетные" конст­рукторские бюро и научно-исследо­вательские институты подключились к созданию многоцелевых ДПЛА с началом широких работ в рамках конверсионной программы преобра­зования промышленности страны.

Московское машиностроитель­ное КБ "Радуга" с начала 1990-х годов ведетработы и предлагаетсвои услуги по созданию БЛА для народного хозяйства с дальностью полета до 600 км и полезной нагрузкой до 70 кг. МКБ "Радуга" разработан и впервые представлен на выставке "Конверсия — 91" патрульный БЛА, рассчитанный на выполнение до 10 полетов. Двух­двигательный аппарат для умень­шения габаритов при транспорти­ровке оснащен складным несущим крылом. По мнению разработчиков БЛА позволит при скорости полета 220-320 км/ч с любых высот до 3000 м производить радиационный и хими­ческий контроль состава атмосферы; обнаруживать пожары и вести наб­
людение за динамикой их развития; вести аэрофотосъемку, разведку ледовых полей и ‘осуществлять ли­нейное патрулирование магистраль­ных трубопроводов, линий электро­передач, железных и шоссейных дорог, каналов и рек; производить контроль наземных датчиков (датчики катодной защиты трубопроводов, аварийно-спасательные маяки, авто­матические станции)…

Высокоавтоматизированный мобильный комплекс обеспечивает минимальное воздействие на окру­жающую среду и может быть смон­тирован на шасси автомобилей повышенной проходимости. При необходимости комплекс может быть переброшен к месту дислокации по автомобильным, железным дорогам или авиатранспортом.

При сравнительно низкой стои­мости эксплуатации комплекс позво­ляет расширить временные и погодные рамки использования по сравнению с пилотируемыми летательными аппа­ратами аналогичного назначения.

В 1991 году появилась газетная публикация о разработке в НПО машиностроения в рамках конверси­онных программ беспилотного дис-

Патрулъный
БЛА,

разработанный
МКБ "Радуга"
(слева)

танционно-управляемого летатель­ного аппарата с вертикальным взле­том (конвертоплан), который Ъюжет быть использован для химической обработки сельскохозяйственных посевов. Судя по газетному снимку аппарат имеет воздушные винты диаметром около 4 м, что говорит о его большой для ДПЛА взлетной массе.

Используя научно-технический задел по крылатым ракетам НПО машиностроения разработало серию малогабаритных ДПЛА с поршне­выми и реактивными двигателями. Для комплекса системы подорбитального мониторинга земли в НПО разр­абатывается перспективный ДПЛА "Сорока", выполненный по нор­мальной аэродинамической схеме с прямым крылом. В носовой части размещен двухтактный карбюратор­ный двигатель мощностью 33 л. с. с двухлопастным тянущим винтом. Полеты могут производиться в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, во всех климатических зонах под нижней кромкой облаков32. Аппарат может стартовать из кон­тейнера при помощи пороховых ускорителей или по самолетному на колесном шасси с ВПП. Посадка предполагается на парашютной сис­теме или по самолетному на ВПП. Радиус действия комплекса — до 200 километров. В качестве специального оборудования в комплексе предпола­гается использовать телевизионную, тепловизионную, радиолокационную и аэрофотоапаратуру, размещаемую в стабилизированной турели на борту БЛА. Максимальная продолжитель­ность полета — 8 часов, ресурс БЛА — не менее 10 применений. БЛА "Сорока" кроме разведывательных функций (см. стр. 54) может быть использован для решения типовых задач в интересах патрулирования, рыборазведки,

ДПЛА многоцелевого назначенииДПЛА многоцелевого назначенииПодпись: ДПЛА "Гриф", разработанный ЭМЗ им. В. М. Мясищева океанологии, поиска, экологического мониторинга и т. п41-15". Указанные задачи решаются в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях под нижней кромкой облачности во всех климатических зонах. Оснастив "Сороку" георадаром, магнит омег — рами и ■ равиметрамн, разработан­ными в подмосковном Троицке в отделении ЭПОС ИЗМИРАН. можно обеспечить комплексное картогра­фирование поверхности Земли сов­местно с радиолокаторами космичес­кой станции "А імаз" и производить измерения градиентов магнитного и гравитационного полей. Кроме ДПЛА в состав мобильного авто­номного комплекса входят три авто­мобиля типа КамАЗ-4310: транспорт­но-пусковая установка с четырьмя пусковыми контейнерами с ДПЛА, наземная станция управления ДПЛА с аппаратурой управления, связи и обработки информации, передвижная сіаншія технического и сервисною обслуживания всего комплекса.

Сіартовая масса ДПЛА "Со­рока" с двій ателсм ДВС мощностью 33 л. с. и стартовыми РДТТ — 290 кг, начальная полетная масса — 260 кг, масса целевой нагрузки — 50 кг, комплекта бортового оборудования — 30 кг, топлива — 30 кг. Длина апарата — 4065 мм, размах крыла 6200 мм. Полет ДПЛА производится на вы­сотах до 3500 м на скоропях 93-200 км/ч, посадка производится либо парашютно-амор і изацнонным спосо­бом. либо по самолетному.

Группа предприятий военно — промышленного комплекса (ПКЦ "Конверсия", ПВК "Авпкон", СКВ "Форсаж" н МОКБ "Горизонт”) предлагает использова іь в народном хозяйстве многоцелевой комплекс с ДПЛА-Иитожнром Чппарат может совершать полет по програм ме или по командам оператора с земли ДПЛА имеет двухлопастный несущий винт и поршневой двигатель с толкающим двухлопастным винтом в кольцевой насадке. Раскрутка несущего винта для вертикальної о старта осущест­вляется силовым агрегатом смон і нро — ванным на выдвижной платформе авюфургона Аппарат снабжен лыж­ным шасси. Продолжительность полета до 60 минут. Средства назем­ного обслуживания и управления размещаются на автомобиле повы­шенной проходимое пі ГАЗ-66. Время готовности ДПЛА к пуску, опре­деляемое временем навески модуля с соответствующей заданию аппара­турой н предстартовой подготовкой —
20 минут. С одного шасси может быть выполнено до 5 взлетов-посадок в сутки. Расчет комплекса состоит из двух человек. Комгпекс может быть использован для наблюдения, сбора и передачи информации о состоянии окружающей среды, состояния насаж­дений, учета численности стад и отдельных живої пых. зколої ическо — 1 о контроля местносі и В за­дачи комплекса может вхо­дим, контроль за пожарной обстановкой в лесах, радиа­ционная и химическая раз­ведка, контроль трасс и состояния трубопроводов, поиск посадок наркотичес­ких растений40.

В ОКБ им. А. С.Яков­лева педууся работы по созданию МІШН-ДПЛА с электрическим маршевым двигателем, оснащенному телевизионной камерой и аппаратурой ночного виде­ния, а также ДПЛА массой 250-350 кгдля применения в интересах народного хо­зяйства27-150.

В начале 1998 года появились сообщения о начале совместной работы ОКБ им. А. С.Яковлева и израильской фирмы "В. Т. А.

Automatic Piloting Systems Ltd. "надкомплектом ДПЛА с последующим производ­ством его в России. Рос­сийская сторона должна разработать летательный аппарат и наземные сред­ства комплекса, израиль­
ская — авионику и систему у правления. Использование аппарата в России предпотагастся в целях и интересах МВД.

ЭМЗ им. В. М.Мясищева разра­ботан транспортируемый в контей­нере (в разобранном виде) радио­управляемый летательный аппарат "Гриф”. По представленным на меж-

Подпись: ЦП.ПА "Поиск-1" ЦПЛА "Г1оиск-2"

ДПЛА многоцелевого назначении

дународном авиасалоне МАКС-93 данным аппарат со вз ісіноіі массой ІЗ кс об іадает эксплуатационной скоростью 80-120 км/ч, максима іьная вьісоїа и продолжительность по зета coo ївстственно 1000 м н 0.5 часа. "Гриф" может быть использован для ЗКОЛОІ ическої о моїініорнніа атмос­феры и поверхности Земли, проведе­ния кино — и видеосъемки. Многора­зовый аппарат ciapryei с амортиза­ционном катапульты посадку осу­ществляет на полозковое шасси, чго резко сннжастэ рсбовання при выборе посадочных площадок. Габариты

транспоріного коп сейнера состав­ляют 600x800x1600 мм, сборка ап­парата осущесзвзяется в полевых условиях. Полезная нагрузка массой до 3 кг сменная, аппаратура управления FP-6N1 К/тб channel японской фирмы "Футаба корпорэйшн".

ОКБ "Сокол" на МАКС-93 пред­ставило информацию о разраба­тываемом четыре гола аппарате Н )*1 Оснащенный двумя турборе — активнымн двигателями МД-120Б. со сзарзовой массой около 800 кг НАРТ может поднять па высозу 7000 м полезную нагрузку до 105 кг. При
скорости полез а 600 км/ч БЛ А должен иметь дальность действия до 150 км1*. Аппарат предназначен для прове­дения МеТСОрОЛОГНЧеСКОЙ И ЗКОЛОІ іі — ческой разведки, наблюдения за дождевыми н грозовыми гучамн и для их рассеивания путем разбрасывания специальных химикатов. Для обслу­живания двух стартовых катапульт и станции управления, при эксплуа­тации 10 БЛА НАРТ, охватывающих территорию в радиусе 100 км требу­ется 28 человек

На выставке МАКС-95 объяв­лено, что в разработке находятся понсково-днагносз нческнй комплекс возду итого базирования "Поиск" и его беспилотные лсіательпьіе ап­параты безаэродромпого базиро­вания. ОЛНОДВІИ азельнмй "Поиск-1и и двухдвигагсльиый "Поиск-2", стартующие с мобильной ката­пультной установки и осущссг — вляющис посадку па лнсіанннонно — управлясмом парашюте. Оба ап­парата имеютобщую компоновочную схему, обеспечивающую устойчивый полет в условиях турбулентной а і мосферы и позволяющей изменять траекторию без изменения углового положення аппарата в пространстве. ДПЛА оснащаются поршневыми двигателями типа Д-150 и имею) продолжительность полета до 4 часов. При использовании в народном хозяйстве кроме традиционных фу нк — цнн и задач воздушной разведки ДПЛА могут осуществлять опреде­ление газового состава аімосферм. производить картографирование месшосги. определять степень созре­вания сельскохозяйст венных культур, производить обнаружение план га пни наркотических растений, достав іять срочные грузы в труднозоступиые районы. ДПЛА "Поиск-1 "вразличных вариантах комплектации оснащается видеокамерой, радиометром или ИК — датчнком; АФА или видеокамерой:

Подпись: ДПЛА, разработанный в ОКБ им. А.С.Яковлева Подпись:химическим газоанализатором, дат­чиком радиоактивности. Для ДПЛА "Понск-2" разрабатывается аппара­тура в следующих вариантах ком­плектации: радиометр или И К-датчик; ондометрическая аппара гура гео — картографироваиия подземных при­родных или техногенных объектов. Разработку совместно ведутЛИИ нм. М М. Громова и НИИ проблем физи­ческого моделирования (Харьков, Украина)’7’9.

Начиная с 1988 года ленинград­ский ЦНИИ ‘Гранит” в рамках проведения конверсионных работ совместно с НИИ телевидения и КБ “Точмаш" провели научно-исследо­вательскую работу "Аргус” по опреде­лению облика перспективного ДПЛА самолетного и вертолетного типа народнохозяйственного назначения. По результатам работы были сформи­рованы требования к бортовой аппа­ратуре и системе управления. Для определения местоположения аппа­рата предполагалось использовать спутниковую систему навигации.

В последующие годы в ЦНИИ "Гранит" под руководством А. В.Чи­жова была разработана система управления дистанционно-пилоти­руемым вертолетом "Сокол" сгазовой стабилизацией (см. стр. 57), который был испытан в полете (на привязи) в ЦАГИ

На нескольких выставках пред­ставлялась мобильная комплексная автоматизированная система (КАС) освещения наземной, надводной, радиационной и химической обста­новки в районе чрезвычайной ситуа­ции или стихийного бедствия, сбора и обработки информации о ней и управления действиями по преодо­лению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий “Бриз". Сбор информации, соїласно проектным разработкам, осуществляется в зоне с радиусом около 100 км с применением радио­локационных, телевизионных, и тспловизионпы. х источников инфор­мации и средств измерения радиа­ционных и химических параметров окружающей среды, располагаемых па носителе КАС и на ДПЛА, вхо­дящем в состав КАС. В качестве носителя КАС "Бриз" используется модификация машины на гусе­ничном ходу из состава комплекса инженерных машин “Комплект". ДПЛА располагается при транс­портировке на носителе КАС, с которого взлетает и управляєіся в полете.

Головным исполнителем работ по созданию КАС “Бриз" является Госу­дарственный научно-исследователь­ский и конструкторский И НС! итут сис­тем контроля и управления (ГНИКИ СКУ) “Система", а основными соис­полнителями: ЦНИИ “Гранит", Филиал КБ “Точного машиностро­ения". Всероссийский научно-исследо­вательский институт по делвм граж­данской обороны и чрезвычайным ситуациям, і Радиевый институт им Хлопипа, Российский научный центр “Прикладная химия", Государствен­ное объединение "ВНИПИЭТ”, АО “Спсцмаш". НИИ телевидения.

В июле 1987 года при Нахабинской фабрике игрушек преподавателями

МАИ был организован инженерный кооператив “Термик". Под руковод­ством В. Е. Макеева были разработаны телеуправляемые летательные аппа­раты для разбрасывания капсул с насекомыми для биологической за­щиты рл стени и. Для проведения совместных работ с ВНИИБМЗР (биологических методов защиты растений) был построен стартующий с рук ДПЛА АМТ с размахом крыла 2,0хі (длина -1.6 м; і абарнз ы аппарат а в транспортном контейнере 1,8×0,5×0,3 м), оснащенный поршне­вым двигателем мощностью 1,3 л. с. При стартовой массе до 7 кг аппарат песет полезпу ю нагрузку до 3 кг (2 кг для биопрепаратов), попет произво-

ДПЛА многоцелевого назначениидится на высотах до I500 м при скорости 50 — 120 км/ч в радиусе до 2000 м от пилота-оператора.

При оснащении аппараіа АМТ газоанализатором с споечой пере­дачи информации по радиолинии обеспечивался часовой полет над промышленными объектами с забо­рами проб воздуха по трассе полета. Аппарат с блоком автоматической стабилизации параметров полета предполагалось использовать и для проведения крупномасштабной аэро­
фотосъемки фотоаппаратами типа “Салют" или “Кнев-88" (12 кадров, электромеханический взвод) с высоты 100-1500 м.

Северо-Кавказский филиал Всесо­юзного научно-исследовательского центра автомат изпроаапной инфор­мационно-управляє мой системы “АЙУС-Агроресурсы” для проведе­ния (Краснодарский Кран) во второй половине 1980-х годов для сбора информации для нужд сельского хозяйства использовал как наземные
передвижные лаборатории, так и радиоуправляемые летательные аппа­раты.

На выставке “Средства спассння — 96" (Санкт-Петербург, 14-18мая 1996) Специальным центром МЧС России и Научно-пронзволствсиным конст­рукторским центром “НОВИК" (Мос­ква) был представлен аэродинами­ческий фоторазведчнк “ПРОНЯ” ДПЛА самолетного типа со взлетной массой 4,5 кг на дальности 5-10 км может обеспечить фотосемку мест­ности с высоты 100-1500 метров. Продолжительность полета на ско­рости 70 км/ч — 45 минут.

Запускаемый с рук радиоуправ­ляемый самолет с размахом крыла 4 м (длина фюзеляжа — около 2 м) изго­товлен в начале 1990-х годов коопе­ративом “Воздух” (эювюройаппарат кооператива) по заказу ПО “Кнров — граднерудпроч” для проведения кру пиомасшт абпон аэрофотосъемки открытых горных работ и участков земли, получения геолого-маркшей­дерской информации. Аппарат скон­струирован С. Тпювым, А. Валуевым, ІО. Бойко. Спектральная фотокамера, установленная на борту аппарата, разработана сотрудником горного института Н. Фсдотовым. Предпола­галось оснащение аппарата фото — и теле — камерами.

ПО “Южморгеолої ия“ (Геленд­жик) и каза некое К Б в 1991-1992 годах создали ДПЛА “Гром” и “Пеликан”, которые мої уі осуществлять взлет с земли и воды, находиться в воздухе до получаса. ПолетДПЛА производится на скоростях до 200 км/ч на удалении до 2 км от пилота-оператора. Аппа­раты используются для поисково — спасательных операций, геологи­ческой и сельскохозяйственной раз­ведки, охраны лесов.